История

В конце прошлого века в системе высших учебных заведений стали формироваться социально-психологические службы. Вводились должности педагогов-психологов, создавались исследовательские психологические лаборатории, начали деятельность проблемные группы. Такой процесс был присущ и Белорусскому государственному университету. Так, в 1997 году в студенческом городке БГУ были введены в штатное расписание 2 единицы педагога-психолога. Примерно в это же время свою деятельность начал консультационный кабинет, в котором работали преподаватели и студенты кафедры психологии. Их деятельность, наработанный опыт, методологический материал и стал основанием для создания самостоятельного подразделения – психологической службы БГУ.

2000 год. 29 февраля 2000 года – это день, когда был подписан приказ БГУ № 40-ОД «Об организации психологической службы». Этот же приказ утвердил положение о службе, структуру и штатное расписание. И уже 1 марта 2000 года стало действовать штатное расписание службы, которое включало 1 единицу начальника, 1 единицу заместителя, 1 единицу педагога-психолога высшей категории, 3 единицы педагога-психолога 1 категории, 2,5 единицы педагога-психолога. Первым начальником службы стала заведующая кафедрой психологии, кандидат психологических наук Кравченко Л.С.

Психологическая служба была создана в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в БГУ, укрепления здоровья и работоспособности студентов и сотрудников. Соответственно основными задачами психологической службы стали:

  • выявление социально-психологических факторов, негативно отражающихся на здоровье, эффективной деятельности
  • студентов и сотрудников БГУ, и разработка путей и методов их преодоления;
  • развитие профессионального самосознания студентов, развитие их психологической культуры, коммуникативной компетентности;
  • формирование у студентов представлений о здоровом образе жизни, обучение релаксации, разрешению внутри- и межличностных конфликтов;
  • оказание психологической помощи студентам в решении их личностных проблем, в том числе проблем обучения.

С сентября этого же года начинает работать организованный консультационный кабинет. Пока он совмещен с рабочими местами 3 психологов и центром групповой работы (помещение около 30 кв.м.), что создает определенные трудности в организации и проведении качественных консультаций. Но, тем не менее, в 2000-2001 учебном году за консультацией обращаются и получают квалифицированную помощь более 50 студентов. В последующем появятся и специально оборудованные, «изолированные» консультационные кабинеты. В 2007 году их будет уже шесть, а количество обращений возрастет до 300 и количество консультаций соответственно будет около 1000 в один учебный год.

2001 год. Дальнейшее развитие психологической службы связано с формированием форм групповой работы. Это различные семинары, гостиные, практические занятия и конечно социально-психологические тренинги. Весной 2001 года набирается и работает по программе формирования коммуникативных навыков первая тренинговая группа. Сам тренинг – это активные методы групповой психологической работы для развития компетентности участников в определенной области. Группа, как правило, состоит из 10 человек, режим работы – 1-2 занятия по 2,5 часа в неделю, программа тренинга состоит из 5-10 занятий. Темы тренингов, проводимых специалистами психологической службы БГУ, включают: личностного роста, креативности, развития коммуникативных навыков, межличностных отношений, уверенности, самопрезентации, по конфликтологии, самопознания и другие. В настоящее время разработано более 15 тренинговых программ. А по итогам данной деятельности вышел ряд изданий, где представлены программы различных тренингов для студенческой аудитории. Первыми в данном ряду стали учебно-методические пособия «Социально-психологические тренинги для студентов» (2002 г.) и «Психологические тренинги для студентов» (2004 г.) авторов Н.С. Даниловой и Н.В. Курило.

В это же время формируются и утверждаются базовые программы деятельности психологической службы. Среди них можно отметить такие как «Психодиагностика», «Социально-психологический тренинг», «Социально-психологический портрет студента», «Социальная активность студентов» и другие. Кроме этого, создаются специальные программы. Например, программа «Профилактика и отказ от курения» содержит практические занятия, специальную просветительскую информацию, методический материал, многое другое и призвана обеспечить целый комплекс мер по профилактике данного явления в студенческой среде. Позже, в 2005 году психологическая служба будет включена в состав исполнителей программ перспективного развития БГУ «Здоровье», «Развитие форм и методов включения студенчества в организацию учебно-воспитательного процесса», «Развитие идеологической и воспитательной работы».

Развертывание деятельности психологической службы требовало формирование основных принципов, которые емко характеризовали бы деятельность и были бы очевидными и понятными для студентов. Такими принципами деятельности стали:

Профессионально. В психологической службе работают дипломированные специалисты (высшее образование по практической психологии), многие имеют специальную подготовку (гештальт-терапия, психоанализ, коуч и др.).

Анонимно. Консультирование проводится специалистами психологической службы на анонимной основе, с гарантией сохранения конфиденциальной информации, а также они несут ответственность за доступ к информации и ее распространению. В службе принимается и действует профессиональный этический кодекс.

Бесплатно. Работа по основным видам деятельности психологической службы проводится специалистами без взимания платы.

2002 год. Это сложный год в становлении психологической службы БГУ. Еще мал опыт работы, материально-техническая база значительно отстает от потребностей организации деятельности, научно-методическая основа не сформирована, штатное расписание подвергается постоянным изменениям, руководство службой либо отсутствует, либо осуществляется периодически, окончательно нерешен вопрос, в каких отношения служба находится с другими структурными подразделениями университета (управление воспитательной работы, студенческий городок, факультеты и др.). Это год экспериментов и не всегда удачных.

Так, достаточно долго решался вопрос с основными объектами работы специалистов службы – это должны быть общежития со своим специфическим социумом или факультеты с акцентом на учебно-воспитательный процесс. Учитывая, что связь с факультетами не была налажена на достаточном уровне, упор был сделан на работу со студентами, проживающими в общежитии. Итог – в следующем году психологическая служба переподчиняется студенческому городку, где в это же время происходят преобразования в социально-педагогической сфере деятельности.

Еще одно проблемой стало наличие помещений закрепленных за психологической службой, а вернее их отсутствие, так как имеющиеся помещения формально относились к студенческому городку и учитывались, прежде всего, нужды данного структурного подразделения, что при такой постановке вопроса вполне естественно. Только за 2002-2003 учебный год психологическая служба четырежды меняла свое месторасположение.

2003 год. Прежде всего, следует отметить, конечно, реорганизацию психологической службы. Приказ БГУ № 217-ОД от 17.09.2003 г. «О психологической службе студенческого городка БГУ» переподчинил официально ее студенческому городку, изменив положение и переформировав штатное расписание. Конечно, такое преобразование дало определенный положительный эффект – усилилась материально-техническая база, решился вопрос с помещениями, стала формироваться значительная методическая база и т.д. Но вместе с тем возник ряд сложно разрешимых проблем.

Сложно было определиться с приоритетными направлениями деятельности, так как классические профилактическая, консультативная, диагностическая и коррекционно-развивающая не совсем вписывались в концепцию деятельности студенческого городка. Потребность последнего была направлена на развитие профилактической деятельности с исключением других или их подчинением, дополнением к выделенной. Так, под большое сомнение ставилась даже консультативная деятельность, что противоречило основным принципам организации психологической помощи и смещало деятельность службы в сторону сопровождения воспитательного процесса, делало больший акцент на социальную работу, нежели на психологическую. Но в будущем эта проблема была преодолена и были закреплены четыре основных вида деятельности – консультативная, диагностическая, профилактическая (просветительская и превентивная) и коррекционно-развивающую, и к ним можно добавить издательскую, методическую, исследовательскую, которые не являясь основными все же достаточно широко представлены в деятельности психологической службы.

Согласно новому положению усложнилась процедура подчинения и согласования вопросов деятельности службы. Так, в главе «Управление психологической службой» в п. 4.1. указывалось, что «психологическая служба в своей деятельности непосредственно подчиняется директору студенческого городка, заместителю проректора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, а по вопросам воспитательной направленности в общежитиях согласовывает свою деятельность с заместителем директора студенческого городка по воспитательной работе». При этом общее руководство осуществлял начальник службы. Такая сложная схема, конечно, не способствовала эффективному развитию.

И еще одним «камнем преткновения» стало штатное расписание психологической службы. В этот период оно подвергалось многим, зачастую необоснованным изменениям. Ставки (заместитель начальника, педагог-психолог) преобразовывались в другие категории педагогических работников (начальник методического центра, методист), происходило разделение службы на две составляющие – работающие в общежитиях и согласовывающие свою работу, прежде всего, с методическим центром, и работающие на факультетах с подчинением начальнику службы.

Несмотря на организационные трудности, деятельность психологической службы продолжала развиваться достаточно быстрыми темпами. В этот период организовываются и начинают проводиться психологические гостиные. Это форма групповой работы, удачно сочетающая содержательную часть и атмосферу занятия, которая тоже специально организовывается. Одной из первых стала гостиная на тему музыкальной терапии. Такая форма работы сохранена до настоящего времени и проводиться в основном в общежитиях, где создать специальную атмосферу наиболее удобно и приемлемо. Например, в 2008-2009 учебном году психологические гостиные (их общее количество составило 37) в общежитиях посетили 388 студентов.

В этом же году возникает идея создания на базе психологической службы инфотелефона. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, достаточно известной формой работы психолога является «телефон доверия». Создание такой полноценной услуги не представлялось возможным (недостаточный штат, невозможность постоянного дежурства и др.), но, преобразовав ее в форму «инфотелефона», ряд вопросов, таких как консультирование, посредничество, взаимодействие со специалистом, решался. Во-вторых, существовала проблема ориентации студентов в информационном пространстве БГУ. Поэтому инфотелефон мог обеспечить психологическое сопровождение информационного пространства БГУ. Ведь человек обладающий информацией делает шаг в решении своих проблем.

Было организованно дежурство специалистов, формировалась информационная база (затем она стала не только сугубо университетской, но и содержала информацию о городских службах, республиканских социально-психологических организациях, специалистах смежных специальностей и др.), номер телефона достаточно широко рекламировался (объявления, университетская и факультетские газеты, сайт и др.). Позже, в 2007 году инфотелефон был преобразован в три диспетчерских пункта.

Как наиболее значительное достижение можно считать мероприятия с большими группами. Первым из таких мероприятий стало в декабре 2003 года занятие по психогимнастике на школе актива БГУ. В нем приняло участие более 70 человек, а протяженность его составила около 4 часов. Помимо основной программы было уделено особое внимание оценки эффективности такой формы работы и впечатлениям участников от методов работы. Для этого использовалась, в частности, методика «Полярные профили». Результаты оказались достаточно высокими в положительной составляющей, были получены хорошие отклики, что позволило такую форму работы закрепить и сделать постоянно действующей на мероприятиях подобного рода. Это тренинги, гостиные, ролевые и деловые игры, проводимые на группах от 80 до 200 человек. Из последних были проведены тренинги на командообразование (Школа старост, октябрь 2008 г.), «Пирамида потребностей А. Маслоу» (Школа актива БРСМ, октябрь 2008 г.), гостиные на сплочение (Школа актива студенческого городка, апрель 2007 г. и Школа журналистики, февраль 2008 г.), психологический КВН (Республиканский молодежный форум, ноябрь 2009 г.).

Более того, в последующем к такой деятельности были привлечены сами студенты, которые выступали фасилитаторами (школа актива студенческого городка, апрель 2004 г.), соведущими (школа актива студенческого городка, апрель 2009 г.), котренерами (школа старост, октябрь 2008 г.), модераторами (школа актива, ноябрь 2008 г.) и т.д. Как результата, в 2007 году на базе психологической службы создается творческая мастерская.

В этом же году психологическая служба была впервые представлена на республиканской выставке научно-методической литературы педагогического мастерства и была отмечена в благодарственном письме МО РБ.

2004 год. К этому году служба становиться все более популярной в студенческой среде. И если данное словосочетание звучит не очень профессионально, но, по сути, хорошо передает отношения во взаимодействии «студент-психолог». Именно по инициативе студентов создаются и начинают действовать на базе психологической службы два формирования – студенческий психологический клуб и клуб ролевых игр.

Студенческий психологический клуб – сообщество студентов, интересующихся психологией. В марте 2004 года состоялось его торжественное открытие. Чуть позже был Приказ БГУ № 194-ОД от 31.05.2004 года «О студенческом психологическом клубе», который утвердил положение о нем. СПК в настоящее время – это регулярные встречи, различные мероприятия (посещение театров, просмотр кинофильмов, семинары и др.), студенческая психологическая библиотека, творческая мастерская, электронная рассылка. Так, в 2008-2009 учебном году состоялось 13 мероприятий в рамках клуба, которые посетили 234 студента.

В 2005 году СПК занял 2 место в конкурсе БГУ «Лучший молодежный проект». Благодаря этому для нужд клуба были приобретены компьютер и принтер.

Отдельно следует отметить деятельность творческой мастерской, которая действует на базе студенческого психологического клуба. По большому счету это тоже был запрос студентов, которые свою социальную активность направляли на гуманитарную, благотворительную деятельность. Их потребность состояла в психологической поддержке и освоению основ психологии, чтобы их использовать, например, в волонтерской деятельности. Специалисты психологической службы оказывали помощь студентам, которые выезжали с социальными акциями в дома ребенка, хосписы, реабилитационные центры, работали в студенческой юридической клинике. Кроме этого, были организованы обучающие занятия для студентов работавших по проектам профориентации в школах г. Лида и Лидского района (январь 2009 г., более 80 участников), командообразования в группах первого курса (сентябрь 2009 г., более 140 участников).

В этом же году была поддержана инициатива студентов о деятельности клуба ролевых игр «Врата измерений». Ролевая игра – это вид драматического действия, участники которого выбирают модель поведения в рамках выбранных ими ролей, руководствуются характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием. Клуб ролевых игр предназначен для студентов БГУ, цель деятельности клуба – формирование и развитие психологической культуры и актерских качеств его членов. За свою деятельность в клубе было проведено более 40 игр, которые посетили около 600 студентов.

Так как данная форма работы перестала быть актуальной, снизилась посещаемость и исчерпала себя организационно (например, основной состав мастеров игр завершил обучение в БГУ), в 2007 году данный клуб прекратил свое существование. И все же почин не был утрачен и получил продолжение во включении подобной методики работы в другие сферы деятельности психологической службы – ролевые и деловые игры в рамках дней психологии, интерактивный театр, психологические гостиные и другие.

2005 год. Еще одна веха в истории психологической службы. Как итог работы, возросшая востребованность, налаженное эффективное взаимодействие со многими структурными подразделениями БГУ (факультеты, общежития, управления, общественные молодежные организации) служба фактически, а затем и формально снова становиться общеуниверситетским подразделением. Это закрепляет Приказ БГУ № 89-ОД от 11.04.2005 г., который реорганизовал психологическую службу, вывив ее из состава студенческого городка. С этого момента служба стала подчиняться непосредственно проректору по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам. Указанный приказ утвердил положение о психологической службе, структуру и штатное расписание: начальник, педагог-психолог 1 категории – 1 единица, педагог-психолог 2 категории – 4 единицы, педагог-психолог – 4 единицы.

На этот же год приходится первый юбилей службы – 5-летие. К этой дате приурочен и с успехом проходит обучающий семинар для студентов актива БГУ «Социальное взаимодействие» (25-27.02.2005 г.). Он организован специалистами службы и включает в программу презентацию «Психология и ее возможности», танцевальный релакс, мастер-классы, групповую дискуссию, психологический капустник, ролевые игры. В работе семинара приняли участие более 150 студентов актива БГУ, а также приглашенные студенты актива Академии управления при Президенте РБ, Белорусского государственного педагогического университета им М. Танка, Белорусского государственного медицинского университета. По итогам семинара был выпущен сборник материалов.

Всегда был и остается актуальным вопрос информационного обеспечения деятельности психологической службы. То, что это крайне необходимо понятно, но как организовать информацию, как ее преподнести, чтобы эффективно и оперативно обеспечить ею потребителя.

В этом году была осуществлена первая попытка создать сайт психологической службы БГУ. И, несмотря на организационные и ресурсные трудности, он был создан и функционировал больше двух лет. Но создать сайт это оказалось только половина проблемы, вторая состояла в том, чтобы его поддерживать в постоянном рабочем состоянии, обновлять и совершенствовать. Учитывая, что специалиста такого рода в службе не было и своих сил явно не хватало, привлечение студентов к данной работе только временно решало проблему, то отдельный сайт был преобразован в информационную страничку на сайте БГУ. На данный момент острой проблемы возобновления работы сайта психологической службы БГУ нет, хотя работы по созданию такого информационного ресурса ведутся, тем более что начальный путь пройден.

А информационное обеспечение деятельности службы осуществляется следующими средствами:
— информационные стенды: главный стенд в университетском городке, информационные стенды службы на факультетах, информационные стенды педагога-психолога в общежитиях;
— электронная рассылка: формирование запроса, информационная база электронных адресов, адресные группы, система рассылки и другое;
— информационный ресурс на сайте БГУ www.bsu.by;
— информационная раздатка: флайеры, информационные карточки, буклеты, мини-информация и другое;
— информационные папки на факультетах, в которых накапливается, обновляется, актуализируется информация, связанная с деятельность психологической службы БГУ и других организаций подобного рода;
— постоянно действующая выставка методических материалов, созданных специалистами службы.

2006 год. 30 мая 2006 года было принято решение Ученного совета БГУ, в котором п.7 определял редакционно-издательскому совету предусмотреть выделение в Тематическом плане изданий БГУ 200 страниц в год для психологической службы БГУ. А в ноябре была утверждена серия изданий психологической службы БГУ под названием «Психологический спектр познания». В данной серии вышли пособия «Эмоционально-волевая саморегуляция», «Психогигиена», «Новые образовательные услуги: студенческий психологический клуб», «Новые образовательные услуги: дни психологии», «Правила успешного студента», «Социально-психологический тренинг: программы формирующей тематики» и «Социально-психологический тренинг: программы развивающей тематики». Следует отметить, что данное достижение стало возможно тому, что с 2003 года специалистами выпускались научно-методические и практические материалы в серии «Психологический практикум». В ней вышло 6 изданий общим объемом 310 стр. и тиражом 600 экз.

Часто деятельность службы заключается в работе со специальными группами (тренинговые, группа актива и др.) с расчетом на их активность. И совсем незначительная часть организации работы предусматривает взаимодействие с «простым» студентом, обеспечивает доступность, эффективное и паритетное сотрудничество. Чтобы удовлетворить подобный запрос, был разработан проект «Дни психологии», первый из которых был реализован 14-16 ноября 2006 года на факультете прикладной математики и информатики БГУ. В последующие годы было реализовано еще 12 подобных проектов на различных факультетах БГУ, а общее количество участников превысило 4000 человек. Приказ БГУ № 72-ОД от 28.02.2008 года «О днях психологии» утвердил положение о данном мероприятии.

По своим функциям Дни психологии имеют много общего с другими образовательными услугами: обучением, воспитанием, развитием личности студентов, социализацией, включающей в себя адаптацию к системе профессиональных и межличностных связей. Это комплексное мероприятие, которое проводиться на факультетах и состоит из олимпиады по психологии, презентации, экспресс-диагностики, различных конкурсов, аукциона психологических услуг (мониторинг), брифинга, практических занятий, специальных занятий (кураторы, актив).

Цель данного проекта – повышение психологической культуры студентов, проведение профилактической работы, информирование о деятельности психологической службы БГУ. Среди важнейших функций следует отметить:
Образовательная. Удовлетворяет интерес студентов в психологических знаниях, расширяет их кругозор в многообразии психологической практики, систематизирует навыки и умения.

Развивающая. Направлена на саморазвитие, на осознание своих возможностей, опыта, ресурсов в достижении целей.
Воспитательная. Призвана утвердить гуманистический характер общественной жизни, положительное отношение личности к социальной организации, мироустройству, знание и понимание своего места в данной системе, чувство гражданина, патриота.

Социальная. Активно используется групповая работа, взаимодействуют люди различного статуса, используется опыт тех, кто воспитывает уверенность в себе, повышает социальную активность. Благодаря этому эффективно осуществляется социализация, освоение социального опыта, самореализация в социальной сфере.

Адаптивная. Связана с предыдущей, так как социально активный человек легко адаптируется в новых условиях жизни, учебы, работы, он более продуктивно трудится. Вопросы социализации и адаптации включаются в программу дней, находят свое отражение на презентациях и практических занятиях.

Дни психологии, несомненно, являются одним из ключевых мероприятий психологической службы БГУ. Более того, они стали прообразом организации таких мероприятий в университет и по другим областям – Дни права, Дни белоруской истории.

2007 год. Конечно, деятельность психологической службы не «замыкалась» только в пределах БГУ. Было достаточно много мероприятий городского, республиканского и международного уровней, в которых принимали участие специалисты службы. Но масштабными мероприятиями организованными и проведенными в комплексе специалистами психологической службы БГУ стали интенсивный тренинг по психогимнастике и практическое занятии «Развитие качеств руководителя. Принятие управленческих решений» в рамках II Съезда Содружества студенческих и молодежных организаций «Международный студенческий форум» (29.01-2.02.2007 г.), в которых приняли участие более 100 человек. Затем организовывались и проводились психологические гостиные, интенсивные тренинги и практические занятия на Республиканской зимней школе студенческой журналистики (февраль 2008г.), Республиканском студенческом форуме «Рожденные в Беларуси» (ноябрь 2009 г.).

С этого года начала свою работу в рамках студенческого психологического клуба творческая мастерская (описание представлено в разделе 2004 года в материалах по клубу).

И еще одно событие, мимо которого пройти нельзя. По инициативе студентов проходит своеобразный конкурс на символ психологической службы БГУ. Студентом физического факультета Александром Криштафовичем разрабатывается и принимается к использованию современный символ, который в полной мере отражает область деятельности психологической службы (стилизованная буква Y), принцип работы (символ круга с вписанным названием службы как «круг баланса»), социальное пространство (веточка знаний как символ БГУ). Данный символ широко используется во всей издательской, информационной деятельности, он занимает свое законное место на униформе психологической службы БГУ.

2008 год. Мероприятий, проводимых специалистами психологической службы, становиться все больше и возникает необходимость их систематизировать и классифицировать. Такая работа осуществлялась специалистами службы последние два года, а итогом стала классификация, представленная в издании «Новые образовательные услуги: Дни психологии», где методологических обоснованы такие формы практических занятий, как мини-тренинг, Тренинговое занятие, семинар, семинар-тренинг, практикум, семинар-практикум, деловая и ролевая игры. Систематизация предполагала определение двух составляющих: система формирования и развития комплекса практических занятий и система, обеспечивающая востребованность данной формы работы.

Вторая система нашла свое отражение в создании эффективного взаимодействия со структурными подразделениями БГУ через организацию и проведение практических занятий по психологии. Первым такой опыт был осуществлен со специалистами Фундаментальной библиотеки БГУ (Приказ БГУ № 228-В от 26.03.2008 года «О проведении практических занятий по психологии») и получил положительные отклики. В дальнейшем был разработан комплекс практических занятий со студентами специально для факультетов. В настоящее время он включает в себя более 35 занятий по пяти блокам – самопознание, коммуникативный, гендерная тематика, формирование навыков (риторики, уверенности, имиджа и др.), саморегуляция. Каждое занятие соответствует стандарту обычного учебного, протяженностью 1 час 20 минут, а содержательное наполнение имеет специфику психологической работы (тренинг, диагностика, первичное консультирование, превентивная деятельность).

Также в этом году официально принимается (включается в рабочий план, разрабатываются программные действия и т.д.) проект психологической службы «Дистанционное психологическое тестирование». Об этом свидетельствует и Приказ БГУ № 864-ПС от 30.09.2008 года «О проведении дистанционного психологического тестирования». Ранее он существовал как пилотажный проект (2006-2007 гг.) и проходит апробацию. И если в 2006 году приняло участие в проекте около 200 студентов, то в 2009 – более 2000 студентов 16 факультетов БГУ. Принципиальным при этом остается вопрос добровольного участия факультетов в данном тестировании.

Цель проекта – организованная возможность пройти психологическое тестирование с использованием компьютерных сетевых ресурсов БГУ, мониторинг, «первичное» консультирование, профилактика (социально-психологическая опека). Непосредственно диагностика проводится по методикам определения социальных характеристик личности (социотипы по методике Д. Кейерси), ситуативной и личностной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина), мотивации обучения (тест Т.И. Ильиной). Полученные данные позволяют самим студентам определить свой текущий статус, помогающий сориентироваться в социальной структуре университета, выбрать эффективную стратегию адаптации, выработать тактику выстраивания позитивного взаимодействия на уровнях студент – студент, студент – преподаватель, студент – педагогический работник, студент – администратор. Кроме этого, он ознакамливается с инфраструктурой университета (медиатеки, социально-педагогические и психологические центры, управленческие структуры и т.д.), осуществляет практическое взаимодействие со специалистами в социальной сфере как куратор, педагог-психолог, социальный педагог, студенты актива.

Полученные данные формируются в базу и используются в анализе эффективности учебно-воспитательного процесса, проведении мониторинга, но существенный вклад все же вноситься в специализированную сферу каждого факультета, студенты которого прошли тестирование. Поэтому данные по открытым методикам как Д. Кейерси используется достаточно широко при общей характеристике студентов 1 курса, выборе и обосновании студентов актива, формировании эффективной структурной композиции академической группы, по методике Т.И. Ильиной для оптимизации учебного процесса, а данные по методике определения тревожности носят закрытый характер и используются при работе специалистов, в специальных обсуждениях, определенных случаях, что полностью соответствует требованиям этического кодекса психолога по работе с информацией.

Благодаря тесной работе со студенческими общественными организациями, органами студенческого самоуправления, со студентами, включенными в различные формирования на базе психологической службы (тренинги, клуб, гостиные и др.), студентами факультетов, на которых организовывались и проводились мероприятия социально-психологической направленности, сформировалась группа студентов, которые изъявили желание более плодотворно сотрудничать, стать посредниками между специалистами службы и студентами. Так образовался студенческий психологический актив. В него вошли представители 14 факультетов БГУ. А деятельность, носящая пока экспериментальный характер, развернулась в области организации на факультетах практических занятий для целевых, мотивированных групп, помощи в организации и проведении мероприятий психологической службы на факультетах и в университете целом, а также оказания содействия в информационном обеспечении деятельности психологической службы. Как пример, можно указать на факт, что по инициативе психологического актива были организованы информационные стенды на факультетах журналистики, философии и социальных наук, создан сценарный план психологической гостиной для школы актива студенческого городка (апрель 2009 г.), разрабатывается путеводитель по психологической службе БГУ. Этот вид деятельности представляется очень перспективным.

2009 год. С каждым годом становиться все сложнее излагать именно инновационную деятельность психологической службы. И причина проста и понятна – весь комплекс мероприятий, описанный выше, не является единичным явлением, а включается в постоянный план работы, формируя основы практической работы. Таким образом, современная насыщенность деятельности службы достаточно высока и совершенствуется в рамках выбранных и закрепленных форм и методов работы. В данной ситуации найти что-то новое, разработать и внедрить это весьма сложно из-за нехватки времени, сил, кадров. И это очень правильный и эффективный путь развития любого подразделения. Он очевиден и для тех социальных объектов и субъектов, с которыми психологическая служба работает.

Единственной существенной проблемой является потребность «остановиться» и оценить все сделанное. Что в этом году очень удачно разрешилось благодаря XII Республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессиональное становление» (7-10.04.2009 г.). Психологическая служба презентовала свои наработки в комплексе всей работы БГУ в данном направлении, но тема выставки и ее организация позволила сделать упор на деятельность психологической службы, ее обеспечение в самом широком смысле. А специалисты смогли оценить все это, внести свои критические замечания, высказать суждения и рассуждения на тему текущих и перспективных видов деятельности психологической службы. Несомненно, данный опыт был бесценен.

В соответствии с этим среди всего разнообразия мероприятий на выставке специалистами психологической службы были представлены экспресс-диагностика «Познай себя», которая реализуется в рамках Дней психологии, студенческий психологический клуб (принципы организации и деятельности), комплекс практических занятий, серия публикаций «Психологический спектр познания», Очень порадовало, что экспозиция психологической службы БГУ вызвала живой интерес, многочисленные отклики (и положительные, и немного критические), бурное обсуждение среди специалистов. Многие выразили желание перенять накопленный опыт, трансформировать его под свои условия, наладить эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Психологическая служба БГУ и ранее очень эффективно сотрудничала (и продолжает это делать) с коллегами из Минских педагогического и экономического университетов, университета культуры и искусств, Полоцкого университета, а в последнее время список расширили филиал российского социального университета в г. Минске, Гродненский и Гомельский университеты, Мозырский педагогический университет, Тульский университет, Таганрогский педагогический институт и многие другие.

По итогам работы выставочный комплекс БГУ был отмечен диплом 1 степени МО РБ.

2010 год. В этом году психологической службе БГУ исполняется 10 лет. И как всегда мы встречаем юбилей «в работе», для чего разработан и реализован проект «Фестиваль практической психологии». Его составные части направлены на презентацию деятельности психологической службы БГУ (для студентов и специалистов), реализацию отдельной программы для студентов – будущих психологов и отдельной программы для специалистов в сфере практической психологии. В целом программа Фестиваля включает 15 мероприятий. Он был осуществлен на более чем 7 площадках специалистами психологической службы БГУ, а также специально приглашенными коллегами из различных структурных подразделений, учреждений образования, социально-психологических центров.

Итак, история развития психологической службы Белорусского государственного университета разнообразна и насыщена событиями, олицетворяет непростой, но поступательный и логичный путь, путь созидания и творческого подхода к организации такой непростой, но нужной, востребованной деятельности. А среди задач на будущее можно выделить следующие:

— Система дополнительного психологического образования для студентов непрофильных специальностей, а также повышение квалификации в вопросах психологии управленческих кадров, педагогов, кураторов, специалистов-смежников. Необходимо развитие таких методов как курсы повышения квалификации, библиография, психологическое просвещение, психологические мероприятия образовательного и просветительского уровня (олимпиады, школы актива, клубы) и другие.

— Совершенствование (а часто создание) системы координации действий различных служб и подразделений в кризисных социально-психологических ситуациях. Традиционно высшее учебное заведение обладает значительным управленческим, административным, социальным, педагогическим ресурсами, но зачастую он используется не эффективно, особенно, когда задействуются несколько ресурсов одновременно. Возможно, необходим даже официальный документ, регламентирующий действия различных подразделений и определение уровня их ответственности в подобных ситуациях, а также выделение временного координационного центра.

— Формирование психологического пространства высшего учебного заведения. Это предусматривает анализ организационной структуры высшего учебного заведение, выявление потребностей пространственных социально-психологических зон и построение работ, исходя именно из этих потребностей. Например, в зоне учебных корпусов необходима работа по оптимизации учебно-воспитательного процесса, а зоне студенческих общежитий – социально-воспитательного процесса. Должен быть единый центр, который осуществлял бы координирующие функции социально-психологической деятельности, а также обеспечивал научно-методическое сопровождение.

— Расширение полномочий психологической службы в рамках высшего учебного заведения. Часто речь уже идет о проводимой психологической службой высшего учебного заведения социально-психологической экспертизе, т.е. те или иные действия и решения могут и должны анализироваться специалистами психологической службы с целью избегания негативных последствий.

— Информационное обеспечение деятельности психологической службы высшего учебного заведения и практических психологов. Также немаловажна проблема включенности психолога в информационное пространство высшего учебного заведения. Причем необходимо обеспечить выполнение двух основных условий: доступность информации психологу и подконтрольность распространяемой информации со стороны психолога (особенно неадекватных психологических знаний посредством СМИ).

Порой проблема развития психологической службы высшего учебного заведения кажется отдаленной и несущественной в данный момент времени, но реальные шаги, предпринимаемые именно сейчас, позволят избежать в будущем многих ошибок и выстроить действенную систему оказания психологических помощи.

1Y0-201  
CAP  
300-075  
210-060  
200-125  ,
MB6-703  
100-105  ,
1Z0-803  
PEGACPBA71V1  
200-355  
642-732  ,
300-075  
70-534  ,
350-001  
1Z0-061  
210-060  
300-208  
70-411  
70-483  
642-999  
1Z0-804  
101-400  
220-802  
OG0-093  
200-310  
74-678  
3002  
1Z0-061  
PR000041  
350-080  
70-534  
1z0-808  
CRISC  ,
000-105  ,
ICGB  ,
70-463  
400-201  ,
70-534  
OG0-091  
102-400  
MB6-703  
000-089  
810-403